Страна:СССР.
Первый полет:1943
Разработчик:Сухой.
Тип:тяжелый штурмовик.
Размах крыла, м |
20.50 |
Длина, м |
13.58 |
Высота, м |
5.09 |
Площадь крыла, м2 |
60.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
9170 |
нормальная взлетная |
12410 |
Тип двигателя |
2 ПД М-71Ф |
Мощность, л.с. |
2 х 2200 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
485 |
на высоте |
552 |
Крейсерская скорость , км/ч |
525 |
Перегоночная дальность, км |
1500 |
Практическая дальность, км |
600 |
Скороподъемность, м/мин |
411 |
Практический потолок, м |
9000 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
четыре 45-мм или 37-мм пушки под фюзеляжем четыре 7.62-мм пулемета ШКАС в консолях крыла один 12.7-мм пулемет УБТ в верхней установки и один 7.62-мм пулемет ШКАС в люке. бомбовая нагрузка - 600 кг, с перегрузкой - 1400 кг. |
К середине 1941 г. в ОКБ П. О. Сухого был разработан проект одноместного бронированного штурмовика ОДБШ с двумя перспективными моторами воздушного охлаждения М-71. Проект ОДБШ официально был предъявлен в НИИ ВВС КА 30 июня 1941 г.
По схеме самолет представлял собой среднеплан с моторами подвешенными под центропланом, что улучшало обзор летчику. Диаметр трехлопастный винтов 3,4 м.
Фюзеляж типа монокок. Для обеспечения хорошего обзора летчик располагался довольно высоко, а в нижней носовой части фюзеляжа предусматривались дополнительные окна.
Крыло однолонжеронное, трапецевидное в плане с эллиптическими законцовками. Сужение крыла 2,5 обеспечивало хорошую поперечную устойчивость. Для обеспечения хорошей продольной устойчивости на передних кромках крыла устанавливались предкрылки. Предусматривались посадочные щитки.
Маслорадиаторы размещались в носке крыла. Бензо- и маслобаки располагались в мотогондолах.
Шасси убиралось в мотогондолы, хвостовое колесо выполнялось также убирающимся в фюзеляж. Основные колеса шасси имели размеры 1200x450 мм, хвостовое колесо - 470x210 мм.
Стабилизатор типа моноблок.
Стрелково-пушечное вооружение состояло из двух пушек Шпитального калибра 37 мм (боезапас 100 снарядов) и двух пулеметов калибра 12,7 мм (400-800 патронов), размещаемых в нижней части фюзеляжа на поворотном мосту, и 4-8 крыльевых пулеметов нормального калибра, кинематически связанных с подфюзеляжным мостом.
Угол поворота моста фиксировался в пределах 0-10╟. При этом угол поворота моста можно было выставлять как перед вылетом, так и непосредственно в полете. Управлял поворотом моста летчик.
Нормальная бомбовая нагрузка 400 кг (в перегрузку 600 кг) размещалась на внутренней подвеске в центроплане крыла.
Кроме того, на внешней подвеске имелась возможность подвески еще 400 кг бомб. Таким образом, максимальная бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. В том числе предусматривалась возможность подвески одной фугасной 1000-кг авиабомбы типа ФАБ-1000.
Бронирование штурмовика включало: броневой лист перед летчиком толщиной 15 мм, 64-мм переднее бронестекло, бронеспинку летчика толщиной 15 мм, а также 10-мм бронеплиты снизу и сбоков летчика.
Бензо- и маслобаки протектиро-ванные. Кроме того, предусматривалась система наполнения бензобаков нейтральными газами.
Полетный вес штурмовика составлял 10258 кг. Площадь крыла - 58 м2. Нагрузка на площадь крыла 178 кг/м2. Нагрузка на 1 л. с. - 2,55 кг/л. с. Мощность, отнесенная к площади крыла -72,7 л. с./м2.
Относительно высокая тяговоору-женность самолета обеспечивала высокие летные данные суховскому штурмовику. Максимальная скорость полета у земли составляла 500 км/ч, а на расчетной высоте 6000 м - 600 км/ч. Время набора высоты 5000 м - 7,5 минут. Время выполнения виража на высоте 1000 м-25 с.
Скоростная (на 0,9Vmax) дальность полета оценивалась в 1000 км, а максимальная - 1500 км.
После проработки нескольких вариантов компоновки самолета и его боевого применения облик суховско-го штурмовика в конце 1941 г. был кардинально изменен.
Были добавлены две подвижные оборонительные огневые точки для обороны со стороны верхней и нижней частей задней полусферы. Для их обслуживания в состав экипажа был введен воздушный стрелок.
С целью сохранения хорошей аэродинамики самолета верхняя оборонительная установка была выполнена в виде башенки небольших размеров, незначительно выступавшей за обводы фюзеляжа.
Для обороны нижней задней полусферы использовалась люковая установка.
Прицеливание при стрельбе из пулеметов верхней и нижней огневых точек осуществлялось с помощью пе-рескопических прицелов.
Летчик и стрелок были довольно хорошо забронированы. Летчик находился в бронекорпусе, защищавшем снизу и с боков.
Спереди летчик защищался прозрачной броней. Спереди-сверху и сзади устанавливались бронеплиты, а сверху - броненадголовник.
Отметим, что помимо защиты от огня противника прозрачная броня спереди обеспечивала еще и достаточно хороший обзор вперед-вниз.
Стрелок имел бронеспинку и бронечашку сидения. Со стороны задней полусферы устанавливался гнутый бронелист. Снизу стрелок прикрывался плоским бронелистом, обеспечивающим защиту при стрельбе из люковой установки.
За кабиной летчика размещался бензобак, а за лонжероном центроплана - батарея из 37-мм пушек и крупнокалиберных пулеметов на поворотном лафете с отклонением вниз при обслуживании.
Хвостовая часть выполнялась деревянной.
Крыло однолонжеронное смешанной конструкции состояло из металлического центроплана и двух отъемных деревянных консолей.
Деревянные консоли скреплялись с центропланом посредством металлического лонжерона и задней стенки. На эту же стенку навешивались элероны и щитки.
Проектом предусматривалась установка на штурмовик перспективного мотора воздушного охлаждения М-71 как более живучего в бою.
Проект штурмовика был утвержден и Сухой получил разрешение на постройку макета самолета под наименованием ДДБШ - двухместный двухмоторный бронированный штурмовик.
Назначение машины - нанесение бомбоштурмовых ударов на всю глубину оперативного построения войск противника, огневая поддержка своих войск (главным образом танковых и мотомехкорпусов) в наступлении (прорыве) на большом удалении от своих аэродромов.
Наступательное вооружение по проекту включало подфюзеляжную батарею из двух 37-мм пушек ШФК-37 ОКБ-15 (80 снарядов) и двух 12,7-мм пулеметов УБК (500 патронов), 8 пулеметов ШКАС (5200 патронов) в консолях крыла, б РС-132 и 400 кг бомб (в перегрузку 1600 кг).
Оборонительное вооружение состояло из пулемета УБТ (200 патронов) на верхней турели для стрельбы назад в верхней полусфере и одного пулемета ШКАС (500 патронов) в люковой установке назад в нижней полусфере.
Максимальная скорость по расчету составляла у земли 500 км/ч, на высоте 3700 м - 550 км/ч. Время подъема на высоту 5000 м - 10 мин. Посадочная скорость - 135 км/ч. Максимальная дальность полета на 0,9Vmax - 700 км (в перегрузочном варианте - 1000 км).
К 20 сентября 1942 г. ОКБ подготовило и передало в производство чертежи и всю техническую документацию и уже к 27 ноября 1942 г. заводом ╧ 289 была изготовлена вся необходимая оснастка и приспособления для двух машин.
Постройка ДДБШ 2М-71 осуществлялась на базе моторостроительного завода ╧ 19 в г. Молотов (г. Пермь), где ОКБ находилось в эвакуации.
К весне 1943 г. одна опытная машина в целом была готова. На самолете не были установлены вооружение, прозрачная броня и ряд других систем.
Опытный штурмовик имел несколько усиленный состав вооружения: в подфюзеляжной батарее - четыре пушки калибра 37 мм ОКБ-16 (200 снарядов), в каждой консоли крыла - по четыре крыльевых пулемета ШКАС (2400 патронов), на верхней турели УТК-1 - один оборонительный пулемет УБТ (200 патронов) и в люковой оборонительной установке ЛУ-100 - один пулемет ШКАС (700 патронов). Бомбовое и ракетное вооружение не изменялось. Окончание постройки намечалось на 1 мая 43-го.
В связи с возвращением ОКБ Сухого из эвакуации первый опытный экземпляр ДДБШ в начале августа 43-го был перевезен водным путем (по Каме, Волге и Москве-реке) в Москву.
По прибытии на завод ╧ 289 штурмовик довольно оперативно был достроен. Вместо моторов М-71 были установлены форсированные моторы М-71Ф с увеличенной до 2200 л. с. взлетной мощностью.
К началу декабря 1943 г. ДДБШ 2М-71Ф (Су-8) совершил на аэродроме завода ╧ 289 (Тушино) несколько рулежек и подлетов, в результате которых были выявлены конструктивные дефекты и недостатки
Завод сразу же приступил к их устранению. Улучшались тормоза, усиливалась хвостовая часть фюзеляжа, доводилась винтомоторная группа.
Конструкция самолета Су-8 2М-71Ф смешанная. Фюзеляж состоял из трех частей.
Носовая часть, в которой размещался летчик выполнялась полностью из броневой стали переменной толщины от 4 до 15 мм.
Средняя часть - дюралевая, а хвостовая часть - полумонокок с деревянным набором и фанерной обшивкой.
Крыло площадью 60 м2 состояло из центроплана с мотогондолами и двух отъемных консолей. Конструкция крыла однолонжеронное Профиль крыла NACA-230 большой относительной толщины.
Для обеспечения маневрирования на больших углах атаки имелись автоматические предкрылки, расположенные по носкам консолей крыла в зоне элеронов. Для крепления элеронов и щитков в крыле имелась задняя стенка, шарнирно крепящаяся к фюзеляжу. Щитки металлические.
Лонжерон и стенки консолей -металлические, нервюры и обшивка -деревянные. Оперение двухкилевое металлической конструкции, рули об тянуты полотном.
Шасси простой схемы, убирающееся по полету в мотогондолы. Колеса шасси 1200x450 мм. Хвостовое колесо шасси 600x250 мм убираемое. Систе ма уборки и выуска шасси - гидравлическая. Управление рулями высоты дублированное и выполнено частично тягами, частично тросовое. Управление рулями направления -тросовое
Водомаслорадиаторы расположены в крыле. Винты типа АВ-7-167А диаметром 3,8 м.
Оценки показывают, что в типовых условиях боев летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой на штурмовике Су-8 2М-71Ф с противотанковым вариантом вооружения (4 НС 45, 6-10 РОФС-132 или РС-82) уже в первой атаке мог обеспечить вероятность поражения немецкого среднего танка типа Pz. IVAusf G (атака сбоку, угол планирования 25-30╟, дистанция открытия огня 300-400 м) порядка 0,55-0,36, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 - 0,95-0,9
Если еще учесть 6-10 реактивных снарядов и 600-1400 кг авиабомб, то Су-8 в каждом боевом вылете мог гарантированно поражать один-два средних или тяжелых танков вермахта, конечно, при наличие таковых на поле боя.
К сожалению, пассивная позиция Наркомата авиапромышленности в вопросе налаживания крупносерийного производства моторов М-71Ф решило судьбу суховского тяжелого штурмовика - также как и Су-6 М-71Ф, в серии Су-8 не строился.
К тому же, шел 1944 г. и у руководства страны, ВВС и НКАП к этому времени сложилось устойчивое мнение, что войну можно выиграть и без столь дорогой и сложной машины, как Су-8, пусть даже значительно более эффективной, чем дешевые одномоторные штурмовики.
Очевидно, что постановка этой машины на вооружение штурмовых авиадивизий или авиакорпусов РВГК Красной армии, например, из расчета один полк Су-8-х на два-три полка более дешевых одномоторных штурмовиков типа Су 6 М-71Ф, Ил-2 АМ-38Ф или Ил-10 АМ-42, существенно повысила бы пробивную мощь подвижных танковых и конно-механизированных групп прорыва Красной армии и устойчивость противотанковой обороны войск, что уменьшило бы потери войск.
Кроме того, как показывает анализ боевого опыта применения Ил-2 на флоте, Су-8-й вполне мог претендовать на роль оптимального морского штурмовика 2-й Мировой войны, обладая всеми необходимыми для этого качествами: сильным бронированием, мощным вооружением и достаточной дальностью полета. .
Пытаясь спасти штурмовик, П. О. Сухой перепроектирует Су-8 (практически без изменений в аэродинамической компоновке и конструкции уже летавшего самолета) под мотор АМ-42 с взлетной мощностью 2000 л. с.
Вес пустого самолета увеличился до 9728 кг. Вес полезной нагрузки -3046 кг. Нормальный полетный вес -12 774 кг. Винты четырехлопастные диаметром 4 м.
Максимальная скоростьуземли на номинальном режиме работы мотора составляла 485 км/ч, на высоте 2500 м - 525 км/ч. Время подъема на высоту 4000 м - 8,5 мин. Максимальная скоростная дальность (на 0,9Vmax) полета на высоте 1000 м - 620 км.
|